ru-RUen-US

Общие сведения о кафедре

   Кафедра коммерции и логистики
Компетенции           Инновации
Лидерство 

образована 12.01.2012 г. на основании приказа ректора  № 08п (ранее кафедра "Коммерции и технологии торговли" (с 01.02.1993 г.), "Маркетинга, организации и технологии торговли" (с 01.07.1991 г.), "Технологии торговых процессов"(с 10.10.1978 г.); до этого преподаватели входили в состав кафедры экономических дисциплин). 

Педагогический коллектив сформирован, в основном, из выпускников филиала Московского института потребительской кооперации, Гомельского кооперативного института и УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации". 

Сегодня  на кафедре работают 10 штатных преподавателей, в том числе: 

  • доктор экономических наук, профессор; 
  • 5 кандидатов экономических наук, доцентов; 
  • 3 старших преподавателя;
  • преподаватель-стажер.

Ученые степени имеют более 60% преподавателей кафедры.

Видение кафедры - перманентное наращивание компетенций кафедры в области современных информационных технологий, вовлеченность в проектные процессы и внедрение инноваций в обучающий процессы на основе качественного роста профессорско-преподавательского состава с учетом изучения и удовлетворения базовых потребностей разных сегментов обучающихся в развитии и творческой самореализации.

Миссия кафедры - качественная подготовка руководителей и специалистов высшей квалификации, управленцев-аналитиков для субъектов рынка.

Стратегия кафедры - наращивание конкурентных преимуществ по специальностям "Коммерческая деятельность" и "Логистика" на основе современных подходов науки и практики в области проектирования современных технологических процессов, коммерции, 
маркетинга-менеджмента, логистики, управления продажами, современных информационных технологий и специальных программных продуктов на основе сохранения и приумножения компетенций кафедры.

На базе кафедры возникла единственная в республике учебно-методическая школа коммерции. Её основателем является профессор Виноградова С.Н., возглавлявшая кафедру с октября 1978 г. по май 1984 г., подготовившая три учебника с грифом министерства образования и два учебных пособия. Эта работа продолжалась под руководством заведующих кафедрой — к.э.н., доцента Петуховой Нины Григорьевны (июнь 1984 г. - май 1997 г.), к.э.н., доцента Пигуновой Ольги Владимировны (февраль 1997 г. - ноябрь 2020 г.), а сегодня продолжена под руководством заведующего кафедрой - к.э.н., доцента Бондаренко Оксаны Григорьевны, ведущими доцентами и старшими преподавателями кафедры (см. раздел «Научно-методическая работа»). 

Преподавателями кафедры подготовлен ряд учебников и учебных пособий с грифом Министерства образования Республики Беларусь, Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации. При этом создано оригинальное научно- методическое направление по проблемам управления коммерческой деятельностью, организации торговли и логистики.

Кафедра является исполнителем научных тем, выполняемым по заказам Белкоопсоюза, Гомельского облисполкома и других заказчиков. Отдельные преподаватели участвовали в крупных государственных научных программах по линии Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (Капштык А.И., Бондаренко О.Г., Оксенчук Н.В.) (2017-2019 гг.). В этих научных проектах развиваются такие перспективные направления коммерции, как методология разработки стратегии организации и торговой отрасли; управление торговым ассортиментом; разработка стандартов обслуживания покупателей (управление качеством торгового обслуживания); оптимизация системы хозяйственных связей; автоматизация торгово-технологических процессов на основе логистических подходов.

Кафедра является выпускающей по двум специальностям получения общего высшего образования: 

  • "Коммерческая деятельность" (с 1993 года) "Коммерция" (с 2023 года); 
  • "Логистика" (с 2009 года).

Кафедра участвует в подготовке специалистов по всем специальностям вуза, включая переподготовку специалистов, получающих углубленное высшее образование.

Получение углубленного высшего образования осуществляется на кафедре по двум специальностям: 

  • "Коммерция",
  • "Логистика".

За кафедрой закреплено 35 учебных дисциплин получения общего высшего образования и 18 учебных дисциплин получения углубленного высшего образования.

Практические навыки и умения специалиста кафедра формирует с использованием игрового моделирования, тренингов, видеообучения и применения мультимедийных технологий обучения.

Выпускники кафедры сегодня эффективно работают в сфере коммерческой деятельности, логистики, маркетинга и менеджмента торговых и производственных предприятий на внутреннем и внешних рынках в сфере услуг на должностях специалиста коммерческого отдела, специалиста по продажам, управляющего продажами, маркетолога, мерчендайзера, начальника торгового отдела, коммерческого директора, специалиста по информации коммерческой службы предприятия, а также сотрудниками учебных и научно-исследовательских заведений. 

Филиалом кафедры «Коммерции и логистики» является ОАО «Сахарторг».

Научно-исследовательская работа преподавателей

Преподаватели кафедры ежегодно участвуют в выполнении научных тем, включаемых в индивидуальные планы их работы. По результатам выполнения НИР подготовлены пять диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук, которые успешно защищены (Сахарова Д.Б., Бобович А.П., Гурская С.П., Оксенчук Н.В., Бондаренко О.Г.).
Кафедрой выполнялись исследования по заданию Гомельского облисполкома по разработке направлений совершенствования торговли на региональном рынке, результаты внедрены в практику.

Результаты научно-исследовательской работы преподавателей кафедры представлены в разделе "Научно-исследовательская работа преподавателей".

Научно-исследовательская работа студентов

По инициативе кафедры организуется работа научных студенческих отрядов по заказу хозяйствующих субъектов города.
Результаты исследований научных кружков и отрядов  используются при выполнении курсовых и дипломных работ, а также при написании отчетов кафедры по научной работе.
Постоянно с целью сбора первичного цифрового материала для выполнения кафедральных НИР, его обработки привлекаются студенты выпускных курсов и магистранты.
Студенты кафедры регулярно участвуют в Республиканском конкурсе научных студенческих работ.

Результаты научно-исследовательской работы студентов и магистрантов кафедры представлены в разделе "Научно-исследовательская работа студентов".

Научно-методическая работа

Все дисциплины кафедры имеют полное методическое обеспечение: типовые (базовые) программы, практикумы для аудиторных занятий и самостоятельной работы, программы учебной, производственной практик, пособия по написанию курсовых и дипломных работ.
Кафедрой выработано оригинальное научно-методическое направление по проблемам совершенствования коммерческой деятельности, организации торговли и логистики.
Результаты издательской деятельности кафедры представлены в разделе «Издательская деятельность».

Состояние материально–технической базы

За кафедрой закреплено восемь аудиторий, в том числе 3 учебные аудитории; два методических кабинета. В 2004 г. создан специализированный кабинет «Автоматизация торгово-технологических процессов» (ауд. 4-18). В настоящее время он приобрел более широкое функциональное назначение: "Автоматизация торгово-технологических и логистических процессов". Кабинет оснащен современными информационными средствами и программным обеспечением, в нем смоделированы Автоматизированные рабочие места специалиста коммерсанта и логистика, контролера-кассира.
В 2005 году введен в образовательный процесс кабинет активных методов обучения (ауд. 4-8), а с сентября 2006 г.  — специализированный кабинет «Управление продажами» (ауд. 4-7). Оснащение кабинетов позволяет реализовывать новейшие методики обучения студентов, в том числе методики активного обучения с использованием компьютерной, видео-аппаратуры, оригинальной учебной мебели (учебных столов-трансформеров, разработанных кафедрой). 

Цель создания кабинета активных методов обучения - оптимизировать условия образовательного процесса для использования нетрадиционных, активных методов обучения. 

Функциональное назначение кабинета «Автоматизация торгово-технологических и логистических процессов»:

  • моделирование реальных процессов управления коммерческой работой и логистической деятельностью организаций;
  • обучение специальным курсам “Автоматизированное рабочее место логистика”, “Комплексная автоматизированная система управления коммерческой деятельностью", "Информационные технологии и системы в логистике", "Оборудование предприятий торговли";
  • проведение специальных тематических занятий для слушателей ФПКиП и студентов, получающих второе высшее образование;
  • проведение бизнес–семинаров и тренингов для специальных категорий обучающихся (по заказам организаций);
  • -обеспечение работы научных и учебных студенческих отрядов по заказам субъектов хозяйствования.

Программное обеспечение кабинета представлено следующими программными продуктами: "1С: Управление торговлей", "Ls Trade Fusion", "Галактика", "Супермаг" и др.

Цель создания специализированного кабинета "Управление продажами" — оптимизация условий для усвоения студентами новых знаний и получения умений в области основных направлений управления продажами в розничной торговле (включая мерчендайзинг) на основе использования современных программных продуктов.

Функциональное назначение кабинета «Управление продажами»:

  • проведение лекций по дисциплинам кафедры на мультимедийной основе;
  • изучение программных продуктов в области управления продажами (включая мерчендайзинг);
  • решение задач по оптимизации планировочных решений торговых залов магазинов на основе принципов мерчендайзинга;
  • создание информационного банка данных библиографии по основным направлениям курса «Управление продажами», а также информационного банка данных методик, обоснования коммерческих решений в области управления продажами (включая мерчендайзинг);
  • проведение заседаний секций научных студенческих отрядов (групп, секций);
  • проведение научно-методических семинаров.