Каждому ребенку нужна семья: в идеале — мама и папа. Однако бывает и так, что родители забывают о своих обязанностях, мало уделяют внимания детям, не заботятся об их благополучии, ведут аморальный образ жизни — и ребенок признается находящимся в социально опасном положении (СОП).
Для выявления детей, попавших в социально опасное положение, выработана целая система, четкие критерии, которые прописаны законодательно. Для того, чтобы признать ребенка находящимся в социально опасном положении, проводится социальное расследование, изучаются условия проживания, выслушиваются родители, опрашивается мнение всех служб (медиков, милиции, РОЧС) и коллегиально на совете профилактики в учреждении образования принимается решение: ставить в СОП или нет. Чтобы поставить на учет, нужны серьезные причины: частые скандалы между родителями или родственниками, алкоголизм, тунеядство, долгая неуплата родителями коммунальных услуг за жилье, опасность насилия над ребенком в семье. Это делается с целью профилактики, чтобы предотвратить серьезные последствия. За время нахождения в СОП у родителей есть шанс измениться и сохранить семью.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ социально опасного положения несовершеннолетнего
Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего
|
Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего
|
1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка
|
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:
своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью)
Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома
Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер
|
2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами
|
Принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм
Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение
Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку
Запрещение ребенку посещать учреждение образования Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия
|
3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)
|
Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.)
Родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
|
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье
|
Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего
Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)
|
5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия
|
Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях)
Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего
Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних
Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты
|
6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации
|
Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера
Социальная изоляция несовершеннолетнего
Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов
Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых
Отрицательное влияние сверстников, взрослых
Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.
Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания
|
ПОКАЗАТЕЛИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ
1. Социально-экономические:
длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;
расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические:
родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
родители или один из них посещает деструктивную секту;
родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;
наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.