Отдел стратегического планирования и анализа является самостоятельным структурным подразделением университета и в своей работе подчиняется непосредственно ректору университета.
В соответствии с Положением об отделе стратегического планирования и анализа отдел решает следующие основные задачи:
- Участие в определении стратегических направлений образовательной деятельности и в разработке cтратегического плана (программы) развития университета.
- Анализ влияния факторов макро- и микросреды на деятельность университета. - Мониторинг зарубежного опыта развития сферы образования. - Анализ деятельности конкурентов университета на рынке услуг высшего экономического образования в Гомельской регионе.
В 2009 году сотрудниками отдела была разработана Концепция системы обеспечения качества образования УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» и Стратегический план совершенствования управления в УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации».
В 2010 году в процессе внедрения университетской системы менеджмента качества в соответствии с СТБ ISO 9001-2009 центром разработан стандарт университета СТУ 5.4-2010 «Стратегическое планирование», сотрудники отдела также приняли участие в разработке ДП 7.2-2010 «Маркетинг и взаимодействие с потребителями». В сентябре 2016 года в связи с переходом действующей системы менеджмента качества университета на новую версию СТБ ISO 9001-2015 отделом была разработана и введена в действие новая редакция стандарта университета СТУ 8.1-02-2016 "Стратегическое планирование". Кроме того, сотрудники отдела принимали участие в разработке новой редакции ДП 9.1.2-2016 «Маркетинг и взаимодействие с потребителями».
С 2012 года в университете ежегодно разрабатывается совместно с другими подразделениями План развития учреждения образования "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации" на календарный год (см. разделе "Годовое планирование"). С 2019 года в университете ежегодно разрабатывается совместно с другими подразделениями План деятельности учреждения образования "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации" на учебный год
При взаимодействии с другими подразделениями университета в рамках процесса стратегического планирования отделом разработана Программа развития университета на 2021-годы (см. в разделе "Стратегия развития университета").
С 2016 года отдел проводит стратегический анализ деятельности университета по методике SWOT (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз).
C 07.06.2018 в связи с упразднением отдела качества и правовой работы (приказ от 07.06.2018 № 245п) в отдел стратегического планирования и анализа переданы функции по организации и контролю функционирования системы менеджмента качества. С 01.07.2019 функционирование системы менеджмента качества в университете приостановлено (приказ от 27.06.2019 № 10).
В настоящее время в отделе работает 2 человека, в том числе 1 человек на постоянной основе и 1 человек - по совместительству.