ЗАКОН ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА БАНКРОТСТВА
С 01.10.2023 вступил в силу Закон об урегулировании неплатежеспособности (далее - Закон N 227-З). Он пришел на смену Закону об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон N 415-З), действовавшему с 2012 г. В связи с этим скорректированы НПА в сфере госрегулирования неплатежеспособности и банкротства и приняты новые акты.
Суды применяют Закон N 227-З при рассмотрении дел о несостоятельности или банкротстве и дел по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством, производство по которым возбуждено после вступления в силу Закона N 227-З, т.е. после 01.10.2023 (п. 1 ст. 228 Закона N 227-З).
По делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до 01.10.2023, применяются нормы Закона N 415-З (п. 2 ст. 228 Закона N 227-З). Правда, есть исключения, в том числе касающиеся управляющих (п. 3 - 5 ст. 228 Закона N 227-З).
Постановление Совмина от 11.05.2023 N 302 "О перечне юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности". Определяет перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, в отношении которых процедуры несостоятельности и банкротства не применяются.
В развитие данного закона принят ряд нормативных правовых актов.
Постановление Совмина от 22.08.2023 N 551 "Об аттестации и переаттестации физических лиц в качестве временных (антикризисных) управляющих" (вместе с Положением о порядке аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к временному (антикризисному) управляющему). Определяет порядок аттестации и переаттестации; порядок выдачи, продления срока, прекращения действия, аннулирования аттестата управляющего и выдачи дубликата; формы заявления о прохождении аттестации, аттестата управляющего и т.д.
Постановление Совмина от 26.09.2023 N 628 "О выплате вознаграждений временному (антикризисному) управляющему из денежных средств должника". Определяет основания, условия, размер, порядок и сроки выплаты таких вознаграждений в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве.
Постановление Совмина от 30.09.2023 N 643 "О выплатах в банкротстве капитализированных повременных платежей физическому лицу" (вместе с Положением о порядке выплаты в банкротстве капитализированных повременных платежей физическому лицу за причинение вреда жизни или здоровью, не связанного с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием). Применяется при выплатах за причинение вреда жизни или здоровью, не связанного с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, в случае ликвидации юридического лица или прекращения деятельности ИП, ответственных за причинение вреда, вследствие признания их банкротами. Положение содержит формулы расчета капитализированных повременных платежей, алгоритм действий управляющего и органов по труду, занятости и социальной защите, перечни необходимых документов и формы заявлений.
Постановление Совмина от 30.09.2023 N 642 "Об утверждении комплекса мероприятий, обеспечивающего реализацию государственными органами полномочий в сфере урегулирования неплатежеспособности". Комплекс мероприятий включает перечень принимаемых госорганами мер по предупреждению несостоятельности и банкротства, обеспечению и проведению процедур несостоятельности или банкротства, координации деятельности госорганов в сфере урегулирования неплатежеспособности, ответственных исполнителей этих мер и сроки исполнения.
Постановление Минэкономики от 04.05.2023 N 7 "Об отчетах временных (антикризисных) управляющих" (вместе с Инструкцией о порядке составления и представления отчетов временных (антикризисных) управляющих о своей деятельности). Временные (антикризисные) управляющие будут заполнять новую форму отчета о своей деятельности и представлять его посредством портала на сайте www.bankrot.gov.by. Срок представления отчета - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Постановление Минэкономики от 10.05.2023 N 8 "Об определении признаков сокрытия банкротства, преднамеренного банкротства, препятствования проведению расчета с кредиторами" (вместе с Инструкцией о порядке определения антикризисным управляющим наличия (отсутствия) признаков сокрытия банкротства, преднамеренного банкротства, препятствования проведению расчета с кредиторами, подготовки справки по этим вопросам). Устанавливает порядок определения антикризисным управляющим признаков сокрытия банкротства, преднамеренного банкротства, препятствования расчетам с кредиторами; порядок подготовки справки по этим вопросам в деле о несостоятельности или банкротстве.
Постановление Минэкономики от 15.05.2023 N 9 "Об утверждении форм протоколов по торгам в процедурах несостоятельности или банкротства". Устанавливает формы протоколов о результатах аукциона, конкурса, электронного аукциона; о признании торгов несостоявшимися, непроведенными; об аннулировании результатов торгов. По делам, возбужденным до 01.10.2023, электронные торги организуются и проводятся в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением Минэкономики от 01.04.2019 N 9.
Постановление Минэкономики, Минфина от 07.08.2023 N 16/46 "Об оценке степени риска наступления банкротства" Минэкономики установило показатели и критерии оценки степени риска банкротства субъектов хозяйствования. Оценка будет проводиться на основании таких показателей, как: - коэффициент обеспеченности обязательств имуществом, характеризующий соотношение общих сумм обязательств и имущества; - коэффициент просроченных обязательств, характеризующий соотношение просроченных обязательств и общей суммы обязательств.
Постановление Минэкономики от 17.08.2023 N 17 "О некоторых вопросах Единого государственного реестра сведений о банкротстве" (вместе с Положением о порядке формирования и ведения Единого государственного реестра сведений о банкротстве, порядке оплаты услуг оператора по обеспечению технического и организационного функционирования Единого государственного реестра сведений о банкротстве). Устанавливает единый перечень сведений, размещаемых в реестре на возмездной и безвозмездной основе, определяет оператора по обеспечению технического и организационного функционирования реестра и порядок оплаты его услуг.
Подготовлено Коноваловаой Ж.Ч., зав. кафедрой права и экономических теорий на основе данных https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/209513/#M100001
Изменения в законодательстве о судоустройстве
С 24.01.2017 начала действовать новая редакция Кодекса о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс), который привели в соответствие с судебной системой, функционирующей уже три года.
Из Кодекса исключили положения:
- о хозяйственных судах, т.к. их переименовали в экономические суды, которые вошли в единую систему судов общей юрисдикции. Верховный Суд в ней - единственный высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам;
- военных судах, потому что их упразднили раньше;
- судебных исполнителях, поскольку органы принудительного исполнения уже находятся в ведении Минюста.
Судьей сможет стать специалист с высшим образованием и квалификацией "юрист со знанием экономики" (раньше - только "юрист")
Не будут аттестовываться после шести месяцев работы судьи, которые впервые назначены на должность и не имеют квалификационного класса..
Стал шире перечень решений, которые принимаются по результатам аттестации. В частности, комиссия может рекомендовать назначить судью на должность в вышестоящий суд или бессрочно
Изменился порядок отбора народных заседателей. Раньше их выбирали на основании списка избирателей. Теперь кандидатуры народных заседателей смогут предложить и трудовые коллективы и общественные объединения. Более подробный порядок формирования списков народных заседателей установит Совеи Министров Республики Беларусь.
Предусматривается порядок, в котором суд привлекает народных заседателей к судебному разбирательству. Если этот порядок не соблюдается, состав суда могут признать незаконным .
Граждане, в том числе ИП и организации, как и раньше, могут обратиться с инициативой проверить конституционность нормативного правового акта в госорганы, которые вправе направить предложение в Конституционный Суд.
Однако при этом должны соблюдаться следующие условия:
- нормативный правовой акт, проверка которого инициируется, должен применить госорган или суд в конкретном решении либо постановлении. К обращению нужно приложить его копию;
- со дня вступления в силу решения госоргана или постановления суда должно пройти не больше года;
- должны соблюдаться требования к форме обращения, в нем должны указываться все необходимые сведения (данные заявителя, обоснование неконституционности акта и т.д.).
Инициативное обращение можно подать в письменной (нарочным (курьером), по почте) или электронной форме. На сайте госоргана, куда планируется отправить обращение, должна быть информация, как его подать в электронной форме.
Подготовила: Коновалова Ж.Ч. (по материалам СПС «КонсультантПлюс»).