История отдела стратегического планирования и анализа (далее – отдела) началась в марте 2004 года с создания информационно-аналитической лаборатории путем реорганизации научно-методической лаборатории кафедры маркетинга (приказ № 123 от 11.03.2004 г.).
С целью обеспечения повышения качества образования, проведения в жизнь государственной инновационной политики, повышения уровня подготовки специалистов в университете на основе новейших достижений науки и техники в 2008 году на основе лаборатории был создан информационно-аналитический центр – ИАЦ (приказ № 49 п от 04.06.2008 г.).
В августе 2009 года с учетом опыта работы университетов Европы в рамках проекта Tempus III «Повышение уровня управления в Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации до стандартов ЕС», а также с целью введения дополнительной функции по определению стратегических направлений образовательной деятельности на базе ИАЦ был создан стратегический центр мониторинга образовательной деятельности – СЦМОД (приказ № 73п от 25.08.2009 г.).
В октябре 2010 года в связи с внедрением в университете системы менеджмента качества в соответствии с СТБ ISO 9001-2009 и в целях приведения в соответствие названия структурного подразделения выполняемым функциям СЦМОД был переименован в центр стратегического планирования и анализа – ЦСПА (приказ № 106 п от 18.10.2010 г.).
С целью оптимизации оргструктуры университета в 2015 году центр переименован в отдел стратегического планирования и анализа (с передачей научно-исследовательских функций в отдел координации научных проектов и программ) (приказы ректора университета от № 186п и 187п от 11.05.2015).
C 07.06.2018 в связи с упразднением отдела качества и правовой работы (приказ от 07.06.2018 № 245п) в отдел стратегического планирования и анализа переданы функции по организации и контролю функционирования системы менеджмента качества. С 01.07.2019 функционирование системы менеджмента качества в университете приостановлено (приказ от 27.06.2019 № 10).