Официальный сайт Европейского пространства высшего образования: www.ehea.info
Республиканский институт высшей школы: http://nihe.bsu.by
Консультативная группа по поддержке Дорожной карты для Республики Беларусь: http://ag2.bsu.by
О Болонском процессе и Европейском пространстве высшего образования
Процесс сближения систем высшего образования стран Европы начался в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования. В 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, положившая начало активной совместной работе по гармонизации систем высшего образования в Европе. Начавшись со стран Евросоюза, это движение далее расширилось и на другие европейские страны и получило название Болонского процесса.
Целями данного процесса являются:
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, когда университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Болонская декларация, а также ряд иных международных документов, принятых в ее развитие, устанавливают следующие основные принципы формирования общеевропейского образовательного пространства:
˗ введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
˗ переход на многоступенчатую систему высшего образования (без конкретной привязки к модели бакалавриат-магистратура);
˗ введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
˗ повышение академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
˗ обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
˗ обеспечение регулируемой автономности вузов;
˗ введение аспирантуры и докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьей ступени высшего образования);
˗ придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;
˗ реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»);
˗ переход к общеевропейскому образовательному и исследовательскому пространству.
Страны присоединяются к Болонской декларации на добровольной основе. Основная стратегическая цель Болонского процесса уже достигнута - в 2010 г. на конференции министров образования в Вене и Будапеште было объявлено о начале функционирования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Фактическое же существование Европейского пространства высшего образования берет начало с 1 июля 2010 г. Сейчас цель Болонского процесса заключается в дальнейшем совершенствовании ЕПВО с целью повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского образования в современном мире.
Формирование ЕПВО происходило и происходит в соответствии с принципом сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования. Болонский процесс не требует унификации и подчинения, резких революционных шагов, оторванных от национальных контекстов. Важна продуманная, комплексная, гибкая стратегия эволюционного развития образования, нацеленная на повышение его качества. ЕПВО предполагает понятность, открытость, прозрачность систем высшего образования государств-участников Болонского процесса.
1.Австрия
|
17. Исландия
|
33. Россия
|
2.Азербайджан
|
18. Испания
|
34. Румыния
|
3.Албания
|
19. Италия
|
35. Сербия
|
4.Андорра
|
20. Казахстан
|
36. Словакия
|
5.Армения
|
21. Кипр
|
37. Словения
|
6.Бельгия
|
22. Латвия
|
38. Турция
|
7. Болгария
|
23. Литва
|
39. Украина
|
8. Босния и Герцеговина
|
24. Лихтенштейн
|
40. Финляндия
|
9. Ватикан
|
25. Люксембург
|
41. Франция
|
10. Великобритания
|
26. Македония
|
42. Хорватия
|
11. Венгрия
|
27. Мальта
|
43. Чехия
|
12. Германия
|
28. Молдова
|
44. Черногория
|
13. Греция
|
29. Нидерланды
|
45. Швейцария
|
14. Грузия
|
30. Норвегия
|
46. Швеция
|
15. Дания
|
31. Польша
|
47. Эстония
|
16. Ирландия
|
32. Португалия
|
48. Беларусь
|